Высокая мода, материнство и искусство: история Елены Свец



Елена Свец — многогранная личность, чья биография охватывает мир моды, психологии, живописи и литературы. Многодетная мама, художник и поэтесса в интервью нашему изданию рассказала о том, как она стала частью зарождающейся fashion-индустрии в эпоху становления модельного бизнеса в России, о значимых встречах, о съемках лучшего фильма Спилберга, а также о том, как материнство и творчество переплетаются в её жизни. Она также делится новыми достижениями и раскрывает вдохновляющие её темы, служащие основой для творчества, положительно влияющего на окружающий мир.

— Елена, расскажите немного о вашем пути в мир моды?
— Мой путь в моделинге начался рано: в 19 лет, будучи уже замужем и с ребенком. Это было непросто, но я встретила коуча, который поверил в мой потенциал. Я работала в модельном агентстве Red Stars, которое, можно сказать, стало пионером в нашей стране. Оно одно из немногих давало работу моделям в России и за рубежом. Это было на этапе самого становления fashion-индустрии в России. Можно сказать, мы первыми «открывали» Францию, Германию, Австрию для последовательниц. Это сейчас звание «модель» может нести какой-то негативный подтекст, а тогда все ассоциации были с первоначальным определением: человеком, с помощью своей внешности демонстрирующим определенный тип моды.
— Были ли какие-то значимые встречи в этот период?
— Конечно! Вообще, все значимые! Это же был расцвет всего в Москве, когда границы открылись, и к нам приехали все именитые дизайнеры, и когда мы тоже за рубежом работали у тех же фотографов, кто снимал топ-моделей, и когда делили подиум с лучшими, впервые выступая, чувствуя, что представляем всю страну. Это такая ответственность, которую не описать. Я впитывала от истинных профессионалов как губка то, что они говорили и делали, постоянно работала над собой. Это была лучшая школа жизни, которую можно себе представить. Нам очень повезло, что мы были одними из первых, и наше портфолио практически сразу включало в себя работу с luxury-индустрией и лучшими домами моды этого сегмента: Кристиан Лакруа, Роберто Кавалли, Пако Рабан и др. Но и мода в России тоже делала свои шаги вперед. Я, как многие , имела честь работать с Валентином Юдашкиным, наблюдая, как создавались его haute couture платья — понимая, что это искусство, до которого многим далеко. Невозможно было эту одежду представлять обыденно. Каждый выход — как красивое представление, как оживший музей.
Также многие глянцевые фотографы, которые сегодня зарабатывают большие гонорары за съемку благодаря своему имени и устраивают выставки, как и модели, тоже делали первые шаги. Оглядываясь назад, сегодня я понимаю, что все встречи того периода были значимыми для меня; все они дали железобетонный опыт и навыки, которые до сих пор с нами остались. Все вдохновляли меня, наделяли бесценным опытом.

Но безусловно, я не могу не вспомнить, как стала свидетелем съемок в Кракове , как потом оказалось, лучшего фильма Стивена Спилберга — это был «Список Шиндлера». Напомню, что фильм рассказывает о немецком бизнесмене Оскаре Шиндлере, который спас более тысячи польских евреев во время Холокоста, нанимая их на свои заводы. Это сегодня у него множество наград, включая 7 «Оскаров», а тогда на площадке никто не мог бы подумать, что столь тяжелый исторический проект, еще и в черно-белой палитре, ждет мировой успех. Все просто хотели его сделать ради исторической правды, которую заслужили те, кто пал от нацистов, а также такие герои, кто не подчинялся системе и спасал жизни других. Это была дань предкам, благодаря которым мы живем сейчас. Это был риск для всей команды, который оправдался.
— Вы как-то случайно попали на площадку или по работе?
— Нет, мы дружили с продюсером фильма в Америке. Он — бывший эмигрант и вырос там. И он снимал этот фильм в Польше, по мотивам произведения Томаса Кеннили. Рассказывал о проекте, и мы выразили интерес, и все сложилось в нашу пользу. Этот опыт показал мне, что никогда не знаешь, как может развернуться судьба дальше. Нужно брать любые возможности, что дает вселенная. И когда-нибудь один такой шанс может перевернуть твою жизнь или просто раскрасить её новыми красками, доселе невиданными. Хотя в момент, когда ты находишься в процессе, может казаться, что это что-то небольшое по масштабу.
— Слышала, что в настоящее время вы вновь блистаете на подиумах, расскажите, с кем удалось поработать, на каких показах?
— Да, я довольно часто работаю на различных дефиле как модель. Тут хочу вернуться в прошлое с уточнением. Когда мы начинали, многие модели были студентками и подрабатывали на показах. Но кто-то профессионально занимался моделингом с утра до ночи, обеспечивая свою семью. Я была среди таких. Мы с девочками рано утром были на кастингах, потом съемках, затем на каких-то показах, потом снова на кастингах, а еще нужно было находить время иногда, чтобы учить какую-то презентацию или заниматься спортом, да и заниматься семейными вопросами. Так как технологии были тогда другими, на всё это тратилось гораздо больше времени. В ожиданиях мы со многими очень сдружились и до сих пор общаемся, хотя все уже обзавелись семьями. Иногда встречаемся и с радостью находим друг друга в прекрасной физической форме. Это говорит в пользу той старой закалки — она была замечательной! Поскольку мы себя держим, в любой момент можем отработать показ как в старые времена. А может, и лучше, ведь у нас добавляется жизненный опыт за плечами и больше артистизма.
Иногда нас зовут, и мы принимаем приглашения, участвуем в громких мероприятиях. Так, я поработала на Неделе Высокой Моды. И недавно был показ от Mercury (ЦУМ) в Барвихе Luxury Village.

— А как вы относитесь к тренду привлекать моделей плюс-сайз к показам высокой моды?
— Я думаю, это очень правильная позиция — привлекать моделей плюс-сайз и разного возраста, чтобы охватывать различные вкусы людей и чтобы в каждом слое общества могли насладиться великолепным шоу и иметь доступ к подобным образам. Раньше требования к моделям были жесткими, потому что сами показы были как искусство. Высокая мода была чем-то недосягаемым, и на шоу ходили как на представления, понимая, что увиденное в жизни не применить, если ты не артист сцены; только там некоторые костюмы имели право на существование, то есть показы были как походы в музей. А модели — ожившие полотна. И тоже были недосягаемыми. Такими ангелоподобными. Сейчас всё упрощено, чтобы люди с разными типами фигур и внешности, разными архетипами и стилевыми предпочтениями видели образы на подиуме и сразу могли представлять, как применяют их в своей жизни. Это нормально, всё соответствует этому времени.
— Как вы совмещали семейную жизнь с модельной карьерой?
— Это было непросто: ведь я начала поздновато по меркам модельной индустрии. Как я уже говорила, я к тому моменту была замужем и молодой мамой. Потом мы переехали, и у меня родились еще двое детей, и мне пришлось приостановить карьеру. Но я всегда считала, что материнство — это тоже творчество. Научившись этому искусству, я позже перешла на другое.
— Вы стали известны как художник и поэтесса, а что проявилось раньше? Живопись или стихи?
— Определенно живопись. Я росла в творческой семье, окружённой искусством: родители писали картины, бабушка — всех одевала, создавая одежду по выкройкам, музеи, книги о художниках и архитектуре. Но сама я считала, что рисовать не умею. Попробовала — не получилось, и думала, что это не моё. Лишь встреча спустя годы с одним художником-постановщиком помогла мне поверить в свои силы. Он сказал: «Ты не можешь знать, что ты можешь, пока не попробуешь», — и я решила попробовать снова, но подошла к этому со всей ответственностью, найдя хорошую художественную школу. Это открыло новый этап в моей жизни. Я пришла на первые занятия, даже не умея правильно держать карандаш, но быстрее всех потом прогрессировала. Моя уверенность росла на глазах вместе с этим прогрессом. Но только мы освоили азы и приступили к анатомии и первому знакомству с маслом, как началась пандемия — и все закрылись по домам.

И если очень кратко, именно эта ситуация помогла мне в самостоятельной работе отточить мастерство. Я стала писать пейзажи, портреты, включая свой собственный, на метровом холсте. Мои подписчики позитивно отреагировали на них и даже появились заказы. Художественная деятельность стремительно стала развиваться.
А вот стихи я начала писать неожиданно даже для самой себя. У меня никогда даже в мыслях не было, что я это буду делать, хотя пером владела всегда хорошо. Однажды я работала над картиной-иконой, смотрела на небо и почувствовала, как пространство изменилось. Я захотела взять бумагу и ручку, и через меня вылилось первое стихотворение. А потом я писала почти каждый день. В этом году вышла моя первая книга «Красный самолёт». Её особенность в том, что стихи опубликованы в хронологическом порядке, что помогает читателю увидеть развитие меня как автора. Мне показалось, что это интересная концепция. В живописи она часто наблюдается, а в поэзии — нет. Я рада, что мои произведения пришлись многим по душам.
— О чем вы пишете? Что цепляет вас как автора?
— Вдохновение приходит от путешествий, природы, от поступков людей и их творений, архитектуры, кино, жизни вокруг и веры в Бога. По моим работам очень заметно, что я религиозный человек. И разумеется, как мама, я мгновенно реагирую на резонансные события. Например, весной я написала стихотворение по следам трагедии в «Крокус Сити Холле», которое произвело на всех сильное впечатление. Также мне интересны отношения, разные оттенки эмоций. Моё первое образование — психологическое, и оно сегодня помогает мне анализировать свои картины, ведь я рисую их спонтанно. Я не хожу с идеями в голове месяцами, как другие, не делаю каких-то набросков, скетчей, а сразу пишу на холст из головы. Иногда мне достаточно нанести слой фона, как через линии я нахожу какие-то ассоциации и начинаю выстраивать рисунок и композицию и т.д. Пишу всегда быстро, за один день, за один импульс. Со стихами практически также. Как сейчас любят говорить: «Я в потоке». Я так говорю не потому, что это сейчас модная фраза. Это мой факт, с которым я живу. Но со стихами бывает несколько заходов. Я могу написать четверостишье, под влиянием такого импульса. Забыть про него. И спустя время неожиданно вернутся и дописать, тоже «в потоке». Приятно было видеть реакцию прохожих на мои картины на улице, когда мы готовили выставку-презентацию в Библио-Глобусе. Мы разгружались, и прохожие останавливались, спрашивали, где посмотреть и купить. Многие пошли потом на творческий вечер на незнакомую им поэтессу и выражали благодарность, что получили вдохновение и новый заряд мыслей. Если я также кого-то смогла зацепить своим творчеством, значит, всё правильно делаю. Возможно, ради этих случайных прохожих какое-то произведение и было рождено в нужный час и нужную минуту моей рукой.

– Елена, спасибо за интересную беседу. Ваши пожелания читателям.
– Хочу пожелать всем: вдохновляйтесь и вдохновляйте других, ведь так вы возвращаетесь к истинному Я. Преображаетесь и сияете изнутри. Созидающий человек – самая яркая Модель человека, того Человека, которого создал Бог. И каждый житель земли, на самом деле, модель для кого-то. Но лишь в этом состоянии озарения и преисполненными любовью, вы становитесь Супермоделью для вашего окружения. Будьте ею. И смело идите вперед по подиуму жизни. Не упускайте моменты, когда можете делится своим талантом с другими, ведь так цепочка вашего вдохновения будет зажигать души других. Берите от жизни все, что она дает с благодарностью. «Ведь вы этого достойны!».