Главный коллекционер аксессуаров Hermès и Chanel: «Если звезда надевает винтаж, эти фотографии точно войдут в историю»


Хотите найти платок Hermès с редчайшим рисунком Оливера Кермита? Или сумку Kelly в коже и цвете из предыдущих сезонов? А может быть, вы всегда мечтали о сумке Chanel 2.55 с английским флагом, как у Кэти Перри? Тогда вам сюда, в бутик Les Trois Marches Катрин Б. на улице Гизард в сердце богемного Сен-Жермен-де-Пре. Один из самых известных коллекционеров Chanel и Hermès в мире, Катрин Б. продает не просто красивые предметы любимых люксовых марок, но вещи с историей, которые она сама отбирает экспертным взглядом и всем сердцем, а затем продает часть сокровищ в своей лавке модных чудес, размером в 9 квадратных метров. Недавно Катрин решила, что пришло время освободить место в бутике и сердце под новые покупки. Так, 15 и 17 февраля на продажу в парижском аукционном доме Drouot будет выставлено 600 лотов из личной коллекции Катрин Б. — в том числе теннисные ракетки и велосипед Chanel, и винтажные Birkin и Kelly по «доступной» стартовой цене от 2000 евро.

Есть в коллекции и несколько ярких сюрпризов: например, розовый пуховик Chanel сезона зима-осень 1996 — в таком же Рианна объявила миру о своей беременности, или тот самый приталенный жакет, как у Энди из фильма «Дьявол носит Прада». Мы встретились с Катрин Б. в Париже, где она рассказала о своих самых необычных сокровищах.

Катрин, начнем с горячей новости. Как в вашей коллекции оказался винтажный розовый пуховик Chanel, как у Рианны?
КАТРИН Я нашла его в гардеробе одной из своих клиенток — ей хотелось немного облегчить свою коллекцию, и помню до сих пор, как сильно он мне понравился, когда я его увидела. Одобряю, когда звезды выбирают винтаж для такого важного повода, все знают, что эти фотографии облетят полмира и войдут в историю. Рианна — молодец. Я верю в судьбу: так что к такому событию отношусь как к знаку с небес, наш аукцион точно пройдет на ура.

Почему вы решили открыть свой бутик именно на Левом Берегу?
Мои родители жили неподалеку, я жительница Сен-Жермена по праву рождения, когда была маленькой, училась ходить в Люксембургском саду. В мой жизни был период, когда я на десять лет уехала из Франции, но всегда знала, что, если вернусь в Париж, буду обитать только на Левом Берегу. И потом, когда я открыла свой бутик в 1994 году, здесь не было конкурентов — ни одной винтажной лавки, модного секонд-хенда или комиссионки, только антиквары с улицы Верней. К тому же мне хотелось, чтобы мой магазин отличался от аналогов на Правом Берегу, которые вручали клиентам деньги только после продажи, если она когда-либо случалась, а иногда и вообще возвращали вещь владельцу. Я же всегда покупаю вещь в свою коллекцию и даю клиентам сразу за нее полную стоимость, а потом уже решаю, продавать ее в моем бутике или нет.

Вы помните свою первую люксовую сумку?
Конечно. Это была черная Kelly, 20 сантиметров. Ей было лет 20-30, не меньше, но, как только я увидела ее на барахолке, я сразу поняла, что она настоящая! В тот момент мой глаз уже был наметан, я знала коллекцию Chanel и Hermès наизусть. Купила ее за 100 франков! Представляете? По сегодняшним ценам это 15 евро. С тех пор я никогда не ошибалась.
А почему именно Chanel и Hermès?
Мне всегда нравились именно эти два Дома, Chanel и Hermès — синонимы французского люкса. Конечно, моих родителей не звали на показы, и у меня не было бабушкиных сумок, которые мне достались по наследству. Поэтому моя коллекция началась с барахолок, где всегда можно найти что-то интересное. Сережки, платок, сумку или пиджак. Потом хобби стало приносить мне прибыль: например, я покупала один платок Hermès, а на вырученные деньги могла купить еще три! Постепенно у меня становилось все больше и больше клиентов, да я и сама не скрывала, чем занималась, все на Сен-Жермене знали, что, если нужно продать вещь Hermès и Chanel — вам к Катрин Б! Классно, когда ваша страсть может стать делом вашей жизни. Тогда и утром проще просыпаться, и работать всю неделю, даже поздно по вечерам. Да и клиенты, конечно, чувствуют разницу, когда вы работаете в бутике по любви, а не по расчету.

На торгах будет представлено 600 лотов. Какие из них самые редкие?
Сумка-обруч Chanel. Их было всего две во всем мире, их создали специально для витрин бутика на улице Камбон. Когда я их увидела, сразу влюбилась и побежала спрашивать у моего продавца Жеральда, могу ли я купить одну из них. Он пояснил, что они не продаются, но обещал обязательно позвонить, если появится возможность. Поскольку я не самый большой клиент Chanel — почти никогда не покупаю у них ни одежду, ни сумки, только обувь и бижутерию, я подумала, что Жеральд мне дает пустое обещание из вежливости и не позвонит. В общем, я забыла о сумке-обруче, чтобы не расстраиваться. И что вы думаете? Он мне позвонил два месяца спустя, когда витрину разбирали. Так сумка оказалась в моем распоряжении! Она долгие годы украшала мой бутик — это был лучший вау-эффект для моих клиентов, так же как и велосипед Chanel. Он в идеальном состоянии, я никуда на нем не ездила, но он занимает столько места, что я решила, что настало время его отпустить.


Катрин, как вы расстаетесь со своими сокровищами?
Не просто расстаюсь, а принимаю всем сердцем, что сумка будет жить дальше другой жизнью где-то еще.
Были предметы, которые я отказалась продавать, потому что чувствовала, что они идут не в те руки.
И здесь дело не в цене! Иногда я просто чувствую, что человек не понимает, какой труд стоит за этим предметом. Это чистая правда, наверное, поэтому в Париже говорят, что у меня плохой характер (смеется). Что ж, у всех свои недостатки.

А как вы решаете, что приобрести?
У меня глаз-алмаз! (смеется) Иногда коллекции могут быть слишком простыми для меня. Вы знаете, я далека от эстетики Ванессы Бруно или Рика Оуэнса — это не мое. Мне важно, чтобы мода громко говорила о себе. Есть абсолютно неинтересные годы — например, в 90-х в моде доминировали итальянцы Gucci, Prada, а французы остались в стороне, поэтому в моей коллекции меньше предметов той эпохи. Но, если клиент приходит ко мне с сумкой Chanel с британским флагом, как у Кэти Перри, я не могу сказать «нет». Это редкость, такую нигде не найти. Еще один важный фактор — сумки Chanel не могут быть в среднем или плохом состоянии. У вас может быть очень старая Kelly с потертыми углами, но никак не сумка Chanel, это будет слишком заметно. Тот же принцип с жакетами Chanel — покупаю их только в отличном состоянии, когда все пуговицы на месте и пиджак никогда не перешивали. Такие вещи невозможно отреставрировать. Chanel никогда не перепроизводит пуговицы из прошлых коллекций.

А были ли вещи, которые вы жалеете, что не купили?
Да, и такое бывает. Вы знали, что закупка бутиков в мире никогда не совпадает друг с другом? Иногда на другом конце планеты вы можете найти что-то уникальное.
Как-то раз я гуляла со своей дочкой Каролин по Родео-Драйв в Лос-Анджелесе, по хорошей традиции мы заходим в бутик Chanel, и я вижу матрешек-бабушек. Их не было ни в Париже, ни в Европе. Но я так и не купила ни одну из них: не было финансовой возможности. Переживала, конечно, а потом смирилась: если так сложилось, значит, такова судьба, и эта сумка сделала счастливым кого-то еще! А мне повезло увидеть ее вживую, пощупать и даже сфотографировать на память.
Катрин, вы были знакомы с Карлом Лагерфельдом?
Каждый раз, когда мы должны были увидеться, обстоятельства не складывались. Так что мы так и не успели познакомиться, но я знаю, что он слышал про мой бутик. А еще однажды ко мне в бутик зашел месье, статный и очень вежливый, со словами: «Мне много говорили о вас!». Мы начали общаться, он смотрел только на сумки из редких типов кожи — из аллигатора, крокодила поросус и крокодила нилотикус. Я удивилась: какие знания! Уходя, он меня похвалил, сказал, что у меня здорово получается рассказывать о таких сокровищах. Потом я поняла, что передо мной месье Жан-Луи Дюма, владелец Hermès.

В вашей коллекции есть самая первая сумка Birkin — как вам удалось ее заполучить?
Счастливое стечение обстоятельств. В конце девяностых я часто покупала в аукционном доме Drouot, и одна из кураторов Доминик Шамбер вдруг позвонила мне и попросила приехать. Я захожу к ней в кабинет и буквально не верю своим глазам: передо мной была самая первая сумка Birkin, с которой ходила сама Джейн Биркин, пока она не отдала ее в 1993 году на благотворительность. Потом сумка оказалась у американцев, которые почему-то решили ее продать. И теперь она была передо мной. Для таких коллекционеров, как я, ее можно сравнить со священным Граалем. Когда настало время торгов — я знала, что у меня будет серьезная конкуренция, в том числе Марк, директор музея Hermès, и топовые китайские клиенты-фанаты марки. Но ставки были настолько высоки, что в итоге ни один, даже частный музей не мог себе ее позволить. Так первая Birkin оказалась у меня. Первые два года я ее никому не показывала, она лежала в специальном кофре, по типу тех, в которых хранятся украшения высокого ювелирного искусства. А теперь она путешествует по всему миру с музейными экспозициями. Пару лет назад она была в Нью-Йорке в MoMA и вот-вот должна вернуться из Милана.

Катрин, а что еще есть в вашей личной коллекции? Наверное, она огромная!
А вот и нет. Конечно, мне бы хотелось жить как Анна Делло Руссо, с отдельной квартирой для сумок, но пока это не так.
Еще из интересного — у меня около 2000 редчайших платков Hermès, среди них несколько моделей с рисунками Оливера Кермита — американского почтальона, который делал удивительные иллюстрации по мотивам американской истории на страницах своих записных книжек — по счастливому стечению обстоятельств он стал одним из любимых художников семьи Дюма.
А еще корзинка Chanel, которую мне продала сама Анна Пьяджи. Думаю, что с ней никогда не расстанусь. И надеюсь, что все мои сокровища в один день перейдут по наследству моей дочке.

Она уже носит фирменные сумки?
Пока нет, ей только исполнилось 20. Она знает цену моим сокровищам и относится с огромным уважением к моему хобби. Но сама предпочитает, по крайней мере пока, другие бренды. Ее папа недавно сводил ее в бутик Hermès и купил ей браслет. Важно, чтобы у нее была возможность покупать и Hermès, и Chanel в бутике — это не то же самое, что рыться в мамином шкафу. Так что для нас каждый поход всей семьей в Hermès — это праздник.

Аукцион «Коллекция Катрин Б.» пройдет 15 и 17 февраля в Париже в аукционном доме Drouot с кураторским участием экспертов Gros & Delettrez. В торгах можно принять участие дистанционно из России.
С полным списком лотов из коллекции Катрин Б. можно ознакомиться здесь.
Агеева Лидия
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ